Маркетплейсы вытесняют интернет-магазины

14.02.2019

То, что онлайн-торговля давно и плотно конкурирует с обычной торговлей с лотка —ни для кого не новость. Однако, и в торговле через интернет разворачивается нешуточная борьба.

Вместо привычных интернет-магазинов или «цену в директ написали» приходят маркетплейсы.

Каждый из нас работал с ними, будь это мониторинг цен на технику на «Яндекс.Маркете» или покупки важных вещей на Aliexpress. Всё это маркетплейсы — площадки для электронной коммерции, предоставляющие товары или услуги третьих лиц.

Электронный базар, на котором один и тот же товар может предлагать несколько ритейлеров по разным ценам.

Какие бывают маркетплейсы

Первым маркетплейсом стал eBay, который продемонстрировал, что зарабатывать можно не только на качестве, но и количестве. Чем шире ассортимент, тем шире охват и выше прибыль, как следствие.

Главное отличие от интернет-магазина заключается в том, что ресурс продаёт товары третьих лиц, а не собственные.

По специализации маркетплейсы делятся на вертикальные и горизонтальные.

  •  Вертикальные ещё называют нишевыми. На них сосредоточены поставщики и производители одинаковых товаров и услуг. Например, Airbnb или Booking.com — ресурсы по аренде жилья, HeadHunter — для поиска работы.

Помимо основных услуг, сайты оказывают ещё и смежные дополнительные. Например, курсы повышения квалификации или бронирование столика в ресторане гостиницы, в которой вы остановились.  Такая концентрация поставщиков одинаковых услуг в одном месте хороша для клиента, поскольку стимулирует компании делать цены ниже, а сервис — лучше.

  • Горизонтальные. Самые известные из них — Avito или AliExpress, где можно продать или купить всё, что душе угодно. От квартиры до «Практичный Силиконовый Шоколад плавильный Горшок Плесень масло соус молоко выпечка заливки #71566». Для B2B сектора это Alibaba — крупнейший ресурс для торговых операций между компаниями. 


Маркетплейс с точки зрения закона

Раньше выгода маркетплейса по сравнению с интернет-магазином была очевидна. Меньший уровень ответственности. Площадки выступали в роли посредников, получали процент со сделок и плату за размещение, этим и жили.

С 1 января процесс их работы изменится. С принятием 250–ФЗ «о защите прав потребителей», маркетплейсы получили новое имя — агрегатор информации о товарах и услугах. До этого у торговых площадок не было ни официального названия, ни сферы ответственности перед потребителем. С момента принятия закона агрегатор стал ответственен за… всё.

Во-первых, теперь агрегатор должен осуществлять возврат перечисленных денег покупателю, если были нарушены условия сделки. Были ли перечислены деньги продавцу или нет — не важно. Возврат должен быть осуществлён в течение 10 дней при нарушении условий доставки.

  •  Товар не был доставлен в срок;
  • Покупатель расторг сделку, по причине нарушений.

Причиной для отказа может стать документальное подтверждение передачи товара.

Во-вторых, агрегатор должен сообщать покупателю все юридические данные поставщика товаров или услуг.

В эту информацию должно входить название компании, режим работы и адрес, ИНН и ОГРН. Реквизиты должны быть опубликованы непосредственно на сайте агрегатора, или размещены ссылки на сайт исполнителя.

Если эти обязательства были нарушены, и потребитель понёс убытки, агрегатор должен их ему компенсировать.

Предоставлять информацию маркетплейс должен и Роспотребнадзору.

Штрафы за сокрытие информации:

от покупателя 1000 - 10 000 ₽

от Роспотребнадзора 500 – 5000 ₽

Нужна ли маркетплейсам касса?

Не смотря на все отличия от интернет-магазина, маркетплейс точно так же попадает под формат 54–ФЗ. Если есть операции по реализации товаров и услуг, то должна быть и касса, которая их фиксирует и отправляет чеки покупателям.

Чтобы выбрать, понадобится ли физическая касса или виртуальная, нужно представить среднее количество позиций на сайте и примерное количество единовременных покупок.

Компания ITCOM Market предлагает широкий выбор онлайн-касс для интернет-магазинов и агрегаторов информации о товарах и услугах. Все они соответствуют нормам 54–ФЗ и имеют удобный и понятный интерфейс.